Регистрация Вход
Город
Город
Город
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Об Исаакиевском соборе





О ситуации с Исаакиевским собором не хотел писать ничего. За скандалом слежу, в ФБ  даже сделал два перепоста текстов, которые показались мне важными, а высказываться развёрнуто самому не хотелось - не оттого, что нет позиции, а оттого, что есть ощущение совершенной тщетности любой попытки объяснить в сложившейся ситуации что бы то ни было и кому бы то ни было. Покойная Элеонора Львовна Львова в таких случаях говорила "Бог всё расставит по своим местам". Пусть так и будет, мысль ввязываться в спор и драку не вызывает ничего кроме тоски.


Тем не менее, саркастичная реплика Леонида Блехера (в жж - leonid_b один из наиболее уважаемых мною людей, пишущих в сети, тексты и комментарии которого я всегда внимательно читаю) по поводу интервью Андрея Кураева всё-таки сподвигла меня высказаться развёрнуто. Исходник нашей беседы в фейсбуке вот здесь https://www.facebook.com/nikita.kirsanov.7/posts/1255234984559815?comment_id=1255239117892735&comment_tracking=%7B%22tn%22%3A%22R7%22%7D&pnref=story

Если Леонид Иосифович сочтёт необходимым или небесполезным, эта беседа будет продолжена.

 

Ниже выложены её логические вехи (в том числе выдержка из интервью Кураева, в рамках обсуждения которого состоялся наш разговор) и, собственно, мой развёрнутый пассаж о том, почему я считаю передачу Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской православной церкви плохой идеей.


Андрей Кураев (из интервью для "Эха Москвы")
"― Я считаю, что Исаакиевский собор – одна из самых удивительных миссионерских площадок в нашей стране. То есть место, где возможно слово о православии к тем людям, которые в иной ситуации его не воспримут. Я говорю, прежде всего, об иностранных делегациях, в том числе, китайских. Поэтому, чем больше времени будут занимать богослужения, тем хуже для православия как такового.
(...)
У нормального экскурсовода содержание экскурсии согласовано с церковью (это, по-моему, логично), и в этом случае лучше пусть вот этого экскурсионно-миссионерского времени будет побольше. Пользы для церкви будет от этого больше, чем от чьих-то крестин ил венчаний в закутке или от унылой будничной вечерней службы. Исаакий вообще не рассчитан на ежедневные будничные службы. Он рассчитан на роскошные торжественные богослужения. А их и сейчас никто не мешает там проводить. А вот делать там ежедневные «Господи, помилуй сорок раз» для пяти прихожан – это немножко не по назначению его использовать, простите.
Это собор-демонстрация. Это собор-фейс, европейский фейс Российской империи. Мы хотим себя показать именно европейцами и европейцам. Но в сегодняшней истории церковь шлет с высоты Исаакия ровно противоположенный месседж."


Леонид Блехер:
- Интересная идея. Даже и не знаешь, что тут сказать. Назначение собора, значит... Вроде помеси зоопарка с этнографической площадкой, что ли...

 
Далее монолог вашего покорного:
- Поправку на сарказм делаю, но тем не менее - о "зоопарке" и "этнографической площадке".
Репрезентативные и в какой-то степени внеконфессиональные функции (в той мере, в которой разделение государственного, имперского и конфессионального вообще возможно применительно к царской России) у Исаакиевского собора были всегда, он именно таким и задумывался. Он строился как храм-символ, который должен был воплотить образ Российской империи - отсюда и колоссальные ресурсы (не только финансовые, о и человеческие), которые были на него потрачены. Строился при непосредственном участии трёх русских царей и во славу русских царей, по инициативе и на средства Российского государства и - это уже так, к слову - не без некоторого сопротивления со стороны церкви, которую стесняли затеянные Александром Палычем масштабные работы по реконструкции третьей по счёту Исаакиевской церкви, дававшей неплохой доход от продажи свечей, - да-да, был и такой эпизод, мало известный широкой общественности.

 

2


Фриз северного портика Исаакиевского собора. Надпись "Господи, силою твоей возвеселится царь"  воплощает в себе главную идею всего сооружения.

 

3


Фрагмент барельефа западного фронтона: сцена встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского (святого покровителя Петра Великого, именем которого назван собор) как символ единения небесной и мирской власти


Теперь об интервью с Кураевым.

Кураеву - даже когда он говорит правильные вещи - почти всегда недостаёт какой-то окончательной нравственной точности: вот и в процитированном пассаже обязательно ведь нужно было ляпнуть что-то несуразное про китайские делегации. Но по сути, когда он говорит о "соборе-демонстрации" и "европейском фейсе Российской империи" он всего лишь констатирует объективный исторический факт. Да, Исаакий именно таким и был задуман - не храм для общины, "где можно с батюшкой чаю выпить" (выражение одного из сторонников передачи собора в безвозмездное пользование РПЦ) - а храм для государственных церемоний, торжественных богослужений и военных парадов. Он весь - ОБ ЭТОМ, вся его символика - ОБ ЭТОМ. Сторонники передачи храма говорят, что сегодня де в храме не достаёт "теплоты". Во времена своего функционирования этот храм никогда не был "тёплым" - ни в фигуральном, ни даже в прямом смысле этого слова, там зимой температура не превышала семь градусов по Цельсию. "Согрели" собор уже нынешние музейщики, тоже, кстати, проделав колоссальную работу, в том числе и научно-техническую - но это уже отдельная история...


Далее. Относительно адресованности к Европе Кураев также не врёт. Это действительно самый европейский, самый "светский" и я бы даже сказал самый "католический" православный собор в России - максимально придвинутый к европейской культуре - от классического ордера с античными колоннами до немыслимых в обычной православной церкви XIX века витража в алтарном окне, выполненного в стиле итальянского Возрождения, и иконостаса-триумфальной арки, с десятиметровыми малахитовыми колоннами, выдвинутыми вперёд царских врат, да ещё и с изображением святых покровителей членов царских семей - вместо полагающихся по канону православного храма евангелистов, апостолов и евангельских сюжетов. И тот факт, что Исаакиевский собор до революции был своеобразным местом паломничества посещавших Петербург иностранцев, в общем, тоже хорошо известен. Зоопарк?

 

4


Иконостас Исаакиевского собора. В нарушение канона православного храма композиционным центром иконостаса являются не царские врата, а десятиметровые классицистическое колонны, выполненные из цельного малахита.

 

5


Витраж в алтарном окне Исаакиевского собора. Цветные витражи - аксессуар католических соборов. В традиционных православных храмах их никогда не делали.

 

6



Особое "государственное" значение и "имперский" смысл Исаакиевского собора осознавались на протяжении всей его дореволюционной истории. Тот факт, что до революции храм принадлежал государству и содержался государством, известен - правда, сторонники передачи собора объясняют это тем, что тогда де церковь не была отделена от государства, поэтому это вроде как не важно. Сама церковь, однако, полагала иначе, и неоднократно предпринимала попытки получить главный собор Санкт-Петербурга в полное ведение - и получала отказ. Аргументы для этого отказа изложены членом Общего присутствия хозяйственного управления Святейшего правительствующего синода архитектором Михаилом Преображенским и, как мне кажется, заслуживают того, чтобы быть приведёнными полностью:


"Исаакиевский собор - писал Преображенский - требует к себе не только тщательного внимания со стороны специалистов и крупных расходов, но и особых забот правительства. Исаакиевский собор, заключая в себе замечательное художественное произведение по живописи и архитектуре, и как выдающееся сооружение церковного зодчества, является крупным памятником государственного достояния, на которое истрачено казною свыше 23,000,000 народных денег и 40 лет труда, а потому и забота о поддержании и сохранении его в должном порядке естественно должна быть в руках правительства….
Во всяком случае правительство не должно жалеть средств на поддержание такого сооружения в образцовом порядке во всех отношениях так как не только каждый русский, но и иностранец, посещая столицу, считает своим долгом побывать в соборе. Всякий, кто ознакомится с ним подробно выносит глубокое впечатление на всю свою жизнь о мощности России и о высокой культурности ея в области изящных искусств»


Последний абзац, я думаю, в комментариях не нуждается.

Поэтому, если сводить то, о чём говорит Кураев, к превращению собора в "зоопарк" и "этнографическую площадку", то придётся одновременно признать и то, что таким вот "зоопарком" Исаакий был всегда.

 

7


Выше я пытался объяснить, что Исаакиевский собор изначально был шире конфессиональной функции и в каком-то смысле всегда был не только собором, но и памятником, и музеем, сочетавшим в себе конфессиональные и вполне светские функции парадной витрины Российской империи, демонстрации её культурных и технологических достижений. Это может нравиться, а может и не нравится, но в последнем случае претензии нужно предъявлять его создателям и оспаривать его первоначальный мессидж. Кроме того я считаю небезосновательным мнение, что РПЦ его забирает именно в этом самом качестве - как очень дорогую, что называется "хорошо раскрученную" (усилиями музейщиков Исаакий стал самым посещаемым собором в России - знаментально, что переданный церкви Казанский собор, в некоторых отношениях подобный Исаакию, такой известностью и такой посещаемостью всё-таки не пользуется) и очень престижную игрушку, владеть которой тоже кажется очень престижным. Правда, одновременно в ведение РПЦ отходит и условный внеконфессиональный слой воплощённой в соборе культуры, который при таком положении дел, с моей точки зрения, будет обречён на деградацию и постепенное превращение в бутафорию с неизбежным падением уровня содержания и научной реставрации - по той простой причине, что этот слой при новом (и несвойственном этому собору исторически) функциональном назначении попросту окажется лишним. В способность, да и в желание РПЦ сохранять и поддерживать этот условно внеконфессиональный слой - простите - имею веские основания не верить. Со срезом ситуации с отношением служителей церкви к культурным ценностям можно ознакомиться вот здесь http://hraniteli-nasledia.com/articles/doslovno/steny-zelenye-krysha-sinyaya-panikadilo-sofrinskoe-/  и я боюсь, что это не просто проявление недостаточного радения отдельных батюшек. Здесь сказывается более глубокая установка по отношению к материальным культурным ценностям как к тлену, которым легко можно поступиться ради вещей... тоже тленных, зато более удобных и комфортных.


Если отвлечься от правовых крючков, которыми сегодня аргументируется передача собора церкви, которым она никогда не владела (если не считать первые послереволюционные десять лет, апеллировать к которым всё-таки было бы несколько странным), то по сегодняшнему положению вещей у Исаакиевского собора нет и не может быть законного правопреемника. Потому что нет того государства, которое его создало, на запрос которого он отвечал - что и породило этот единственный в своём роде синтез православия, империи и светской культуры. Поэтому и все эти потуги "заявить права", призывы "вернуть собор православным людям" по мне выглядят смешно, а иногда мерзко - смотря по уровню невежества и агрессии, который демонстрируют призывающие.


Объективно этот собор сегодня может являться и является прежде всего памятником Российской империи, что само по себе не мешает ему иметь в том числе и конфессиональные функции - не отменяющие значимости всех прочих. Музей такой площадкой для взаимодействия (и взаимного компромисса) конфессиональной и светской духовности быть может, что и было продемонстрировано послеперестроечной историей собора.  Церковь, с моей точки зрения, сегодня такой площадкой являться не может, этому есть особые причины (в том числе и вполне "уважительные"), но это уже отдельная и сложная тема.

 

8


Литургия для детей в Исаакиевском соборе


И последнее - опять возвращаясь к интервью с Кураевым. Когда Кураев говорит о миссионерском значении Исаакиевского собора именно в его сегодняшнем виде - "Я считаю, что Исаакиевский собор – одна из самых удивительных миссионерских площадок в нашей стране. То есть место, где возможно слово о православии к тем людям, которые в иной ситуации его не воспримут." - а затем фактически сводит это значение к такому международному пиару, он, конечно, сужает тему. Мне здесь видится более важный и лежащий на поверхности смысл, связанный c приобщением к православной культуре светских людей, которые сегодня в церковь не ходят, а в музей - ходят, и в этом музее получают в том числе и представление о православной культуре. Это особый слой светской духовности, заметьте, не враждебной по отношению к православию, более того, культивирующий определённый пиетет по отношению к нему. И этот слой - помимо своего самостоятельного значения – важен тем, что он является сегодня  опосредующей мембраной между православной церковью и секуляризованным обществом, создаёт условия для диалога между ними. Разрушая эту мембрану - в том числе и путём её присвоения и поглощения (которое проявляется не только в истории с собором) - церковь в буквальном смысле этого слова изолирует себя от мира. Не говоря уже о социальном раздрае, который она провоцирует этими присвоениями и поглощениями.



Источник: http://chur72.livejournal.com/108106.html

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

архитектура градостроительство РПЦ

 

Комментарии:

Собор зарабатывает 800 лямов в год. Государству в виде налогов и тд от него поступает около 200 лямов. На поддержание тратится около 200 лямов. Таким образом, раньше собор приносил доход в 200 лямов, после передачи государство будет тратить на него 200 лямов для поддержания в должном состоянии.

Ответить

Откуда такая уверенность? Неужели вы, d, читали условия передачи Собра в пользование? Его ведь до сих пор нет. Так что не нужно выдавать свои фантазии за реальность.

Ответить

Мне кажется проблема лежит гораздо глубже, чем просто передача Исаакия. Ситуация с религией в нынешней России прошла через определенное окно Овертона и рассматривается уже не в той плоскости, в которой её надо на самом деле решать. Религию в глазах общества (разумеется в навязываемых через СМИ взглядах, само то общество еще пока достаточно вменяемое) превратили из сборника средневековых суеверий, державшихся на недостаточно развитых знаниях о мире, в некое "неотъемлемое" общественное явление, требующее себе обязательных подачек от государства, власти над умами, особых прав, особого отношения к себе, и так далее.
И все задачки, связанные с нею (причем с отдельно избранной религиозной организацией, все знают с какой, другие на этот рынок не вхожи) нам предлагается решать именно в этой плоскости вариантов. Примерно как выбирайте, расстреляют вас, повешают или утопят, свобода выбора полная. Вариант "а нахрена оно нам надо" - не рассматривается. Хотя где-то на словах, он может и существует, как существует некое, не работающее на деле, отделение религии от государства в светском обществе. В государстве прекрасно существуют религиозные организации - любимчики власти, получающие многие бонусы из рук правящей власти, каких даже заслуженные гос.структуры иногда не получают. И уж тем более - не получают те, на ком реально держится жизнь государства, не обрядами а производящим и научным трудом.
Так вот, чтобы решить эту проблему, надо прокрутить окно Овертона обратно, на начальные кондиции. Нахрена вообще современному обществу, давно строящемуся на научных и культурных достижениях, набор средневековых предрассудков об устройстве мира, и основанные на нем массовые организации, занимающиеся какими-то ритуалами сомнительного содержания и пропагандой представлений о мире, устаревших на несколько сотен лет как минимум.
Если с такой позиции посмотреть на все эти вопросы с передачей недвижимости таким организациям - то вопрос необходимости такой передачи отпадает сам собой.

Ответить

Старик

Бреган, меня всегда умиляла позиция наших либералов.Вам не нужна церковь, мне не нужна, ему не нужна, а другим нужна. С одной стороны либерасты за свободу во всем. С другой стороны они точно знают в чем нуждается общество, естественно сообразно своим представлениям о мире. Есть церковь пусть она будет. Ходят туда люди, пусть ходят. Вас кто-нибудь заставлял ходить в церковь, не думаю. У каждого человека формируется своё представление о мире и роли себя в этом мире, вы же пытаетесь его навязать исходя из своих убеждений. Кстати интересно, рассуждая о средневековых суевериях вы не заметно для себя боготворили современное общество и науку в противовес религии. Смешно звучит. Современное общество, это не то ли общество, которое до сих пор истребляет само себя миллионами? Не то ли это общество, где пороков не счесть? Не то ли это общество где одни купаются в шампанском и возят бляdей самолетами на курорты, а другие просто напросто дохнут с голоду. А движуха в этом обществе к моему субъективному мнению, к сожалению прёт не к идеалу, а наоборот. Так что не надо про современное общество сказки рассказывать. А наука? Наука это когда не могут предсказать погоду на 5 дней? Наука это когда до сих пор не могут просчитать траекторию движения шарика по столу? Наука это когда одни орут о глобальном потеплении, а другие о глобальном похолодании? Наука это когда ты жрешь тонны таблеток, а толку нет. Наука это когда некоторые научные утверждения и выводы формируются под действием бабла, для получения ещё большего бабла. Есть конечно фундаментальная наука, но она движется медленно, ибо дорого и не прибыльно.

Ответить

Вы правы, Старик. И ,кстати, Брэган заявил о религии, что это "...некое "неотъемлемое" общественное явление, требующее себе обязательных подачек от государства, власти над умами, особых прав, особого отношения к себе, и так далее..." - а ведь это, по сути, то самое, чем пытается заниматься нынешняя российская так называемая "демократия". И, в отличие от церкви, которая существует и без всего этого - годы советских гонений на религию это доказали - российские "демократы" не мыслят себя без "особых прав" и "власти над умами" . А когда их этого лишают, оченно обижаются. Примеры - почившие в бозе Макаревич ,ТВ-2 и иже с ними ))

Ответить

прочел я новости на ваших и наших каналах.
Они разные.
Могу предложить Вашему вниманию некие размыщления с нашей стороны.
Они не идеальные, но так думают многие.
Я не берусь судить в целом, чего больше.
Чисто для примера привожу здесь законченные (или полу-законченные) мысли.
***** "Газпром" решил избавиться от дочернего предприятия в Беларуси.
Это замечательно.
Если я правильно понимаю, то это на пересечении Проспекта
и ул. Калиновского теперь не построят очередную безликую
стекляшку, а придумают и возведут что-то более интересное.
***** Беларусь закупила первую партию нефти из Ирана
Поживем - увидим, рентабельно это или нет по сравнению с РФ (там еще Азербайджан на очереди).
Пока известно только, что у нас нет государств - врагов.
Ну даже ни одного.
Это то, что я хотел от моей власти уже много лет как.
***** Песков: Кремль не рассматривает введение виз для Беларуси
Ну а вот это - зря.
Ведь в планах нашего государства - дальнейшее расширение
безвизового въезда для стран, не вошедших в список-80.
Вам, безусловно, надо будет возвести Границу с Беларусью.
Ведь кругом - одни враги (у вас).
----- Визы в свою страну.
«Через белорусскую границу теперь могут въехать боевики ИГИЛ,
бандеровцы, педофилы и беженцы, от которых стонет Европы.
Должна ли Россия, несмотря на это, сохранять с Белоруссией
безвизовый режим, ставя под удар безопасность страны и граждан?».
----- Ну конечно НЕТ.
Надо с нами строить границу.
Иначе Враги будут шастать туда-сюда
и будут наслаждатьаться вашим счастьем быть
гражданами РФ на халяву.
Это что за дела, блин.
Короче - кругом Враги.
-----

Ответить

А вот и "дочери офицера" подтянулись. Ну как же без них))

Ответить

Страна наша давно уже царство и царь у нас есть, теперь царю и главпопу как раз и подобает царский собор. Говорят же защитники церковной роскоши: неужели наши батюшки-матюшки недостойны на шикарных машинах разъезжать? Это бизнес, ничего личного.

Ответить

Россия империя по сути - как бы не называла себя ее верхушка. Хоть цари, хоть генеральные секретари, хоть президенты. Что в этом плохого? В Англии вот даже королева есть, и на содержание королевского дворца и семьи приличные средства уходят - и ничего,англичане не особо кашляют на этот счет))

Ответить

История строительства Исаакиевского собора полна тайн и загадок, как и вся история Петербурга. Почитав альтернативные взгляды на историю "строительства" Петербурга, я уже не верю в официальную версию. А побывав в Петербурге и своими глазами посмотрев на этот город и на Исаакий в частности, неверие только усилилось. Ну не православный храм Исаакий, совсем другой, в католические корни я поверю скорее. Кому интересно, могу дать ссылку на альтернативный взгляд на историю Петербурга

Ответить

Это вы про масонов, что ли? Так там не только это)) Если вам интересно, то в истории Петербурга есть много страниц, созданных не только масонами, но и другими религиозными течениями. Например ,что вы знаете о поморском безпоповском согласии Питера? О Федосеевцах?

Ответить

Да при чем тут масоны?? Я про историю строительства и нестыковки в официальной истории. http://atlantida-pravda-i-vimisel.blogspot.ru/2013/11/1.html

Ответить

А при чем здесь Исакий?

Ответить

AlexZ

- Почем опиум для народа?
"Каждый его шлемофон стоит в среднем от 5000$ до 27000$. Вот такой банкет за счет безумных бабушек".

Ответить

Доброго времени суток!
.
Да, это клиника ...
.
> AlexZ 17 февраля 2017 г. 20:32
- Почем опиум для народа? "Каждый его шлемофон стоит в среднем от 5000$ до 27000$. Вот такой банкет за счет безумных бабушек".
.
Сколько стоит стыд и совесть у альтернативно ориентированного AlexZ?
.
Менее рубля за глумление над памятью погибшей Доктора Лизы и 92 умерших в хосписе детей.
.
Стонал тут некий AlexZ об умерших детях.
.
http://gorod.tomsk.ru/index-1485792176.php#comment3225060
.
AlexZ заявился "сюда репостить пост со скринами издевательских комментариев по поводу смерти доктора Лизы, даже не подумав перевести деньги на счёт детского хосписа".
.
Далее судорожно пытался обмануть сообщество, предъявляя подтасованную картину с переводом в пожертвование хоспису.
.
Конечно, так страдающий за детей AlexZ (неватник, небыдло, а состоявшаяся альтернативная личность) перевёл при этом аж 100 рублей.
.
Чуть больше рубля (а с комиссией PayPal и меньше рубля).
.
http://jan.gorod.tomsk.ru/index-1482836618.php#comment3220228
.
Разве это издевательство? Это крик души! У нас под боком умерло 92 ребенка! Зачем летать в Сирию и Донбасс?
Деньги перевел после прочтения поста Lida Moniava.
Долго искал свой PayPal с подтверждением о переводе.
.
С уважением к сообществу, soft2010

Ответить

Andys

Шлемофоны зачетные. У них еще крестик складывается чтобы в майбах залезать было удобнее)

Ответить


Это ваше очередное вранье, приправленное скомпилированными картинками,Алекс. Чего же вы никак не уйметесь-то? Деньги не пахнут? Или у вас уже совсем клиника?

Ответить

Доброго времени суток!
.
Да, это грустная клиника ...
.
> AlexZ 17 февраля 2017 г. 22:50
:)
.
Да, что же вы такие тупые, альтернативно ориентированные ... Хоть методички обновляйте ..
.
Первоначальный визг - 4 года назад.
.
https://twitter.com/maksimlukyanov/status/339464151913086977
.
Maxim Lukyanov @MaksimLukyanov 12:32 - 28 мая 2013 г.
"За 5 лет закрыто 12377 школ и открыто 20000 новых храмов"
.
Один из вариантов визга.
.
https://memo.dirty.ru/v-rossii-chislo-pravoslavnykh-khramov-priblizilos-k-chislu -shkol-761309/
.
16 июня 2015. За 15 лет в России открыто около 20 000 православных храмов и закрыто более 23 000 школ.
.
Тупой истеричный AlexZ притаскивал уже неоднократно на форум этот истеричный визг.
.
> AlexZ 30 ноября 2016 г. 15:29
.Т.е. в "голодные" времена при Ельцине закрыли 1600 школ, а в "сытые" при Путине в 15 раз больше - 24000 школ. Из них 19300 (80 %) - на селе.
.
С уважением к сообществу, soft2010

Ответить

Доброго времени суток!
.
Почему истеричный пропагандистский бред?
.
Не делается ни малейшей попытки разобраться в самой проблеме. Нет анализа ни причин, ни динамики этого процесса - материал служит только для очередного истеричного визга альтернативно ориентированных в адрес Путина В. В.
.
1) http://www.rbc.ru/society/16/12/2011/5703f0a89a79477633d3b2ef
.
Россияне обитают [в 2010 г.] в 2 тыс. 386 городах и поселках городского типа и в 134 тыс. селах и деревнях. При этом еще в 2002г. сельских населенных пунктов было на 8,5 тыс. больше, то есть российская деревня продолжает вымирать. Кроме того, страна потеряла 1 город-миллионер: недавно этого статуса лишилась Пермь, поэтому в РФ теперь 12, а не 13 мегаполисов.
.
То есть большая часть школ закрылась из-за того что люди из деревень, в которых производство погибло в 90-е годы, в 2000-е увидели надежду на лучшее хотя бы для детей и двинулись условно из Бакчарского района в Томский район - поближе к городам.
.
2) Изменилась численность населения в возрасте 0-19 лет (график изменения по возрастным группам прилагается.
.
С 2002 г. резко сокращается число школьников - результат именно ельцинских лет.
.
При этом родившиеся при Путине только пошли в школу - именно поэтому сейчас после проблем с детсадами встаёт вопрос со школами.
.
3) Сам процесс шёл по-разному. От именно закрытия конкретных школ в отдалённых сёлах до просто закрытия юридических лиц - отдельных школ, с укрупнением их (при этом сами школы оставались).
.
С уважением к сообществу, soft2010

Ответить

Доброго времени суток!
.
Изменения демографические показал выше.
.
А более правильная для осмысления картина по образованию будет выглядеть так (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций и без частных общеобразовательных организаций).
.
1991:
Число общеобразовательных организаций - 67891.
Численность обучающихся, тыс. человек - 20427,0.
Численность учителей, тыс. человек - 1497
.
1995
.
Число общеобразовательных организаций - 68445.
Численность обучающихся, тыс. человек - 21521,0.
Численность учителей, тыс. человек - 1687,0
.
2000
.
Число общеобразовательных организаций - 66428.
Численность обучающихся, тыс. человек - 20013,0.
Численность учителей, тыс. человек - 1696,0
.
2005
.
Число общеобразовательных организаций - 60771.
Численность обучающихся, тыс. человек - 15113,0.
Численность учителей, тыс. человек - 1517,0
.
2010
.
Число общеобразовательных организаций - 48804.
Численность обучающихся, тыс. человек - 13244,0.
Численность учителей, тыс. человек - 1053,0
.
2014
.
Число общеобразовательных организаций - 43228.
Численность обучающихся, тыс. человек - 14092,2.
Численность учителей, тыс. человек - 1052,0
.
Примечание. С 2009/10 учебного года численность учителей - без руководящих работников и внешних совместителей ( судя по предыдущему учебному году - порядка 250-300 тысяч чел.)
.
С уважением к сообществу, soft2010

Ответить

Доброго времени суток!
.
Ну и ещё немного статистики. Как можно судить по ней значительная часть "ликвидированных" школ просто объединены с другими школами.
.
С уважением к сообществу, soft2010

Ответить

Доброго времени суток!
.
Да, это интересная клиника ...
.
Дана статистика, показываюшая глупость истеричного визга AlexZ.
.
Альтернативно ориентированные разного рода все вроде бы "не быдло", "неватники", интеллектуально развитые. А вместо какой-либо аргументации - просто тупое минусование "реальности".
.
Ниже переделанная таблица. В ней цифры, показывающие реальные изменения в сфере общего образования.
.
С уважением к сообществу, soft2010

Ответить

GShock

Ясно, что спор об Исаакиевском соборе – не диспут о вере. Богослужения возобновились там еще в 1990‑м и идут ежедневно. Намеченная передача Исаакия РПЦ как раз и станет попранием традиции, поскольку при царизме, будучи признан государственным объектом особой важности, в ведение духовного ведомства он не передавался. Какое может быть возвращение того, что не принадлежало? Передача Исаакия ИМХО была бы логичной если бы вышел миллион православных питерцев к храму и потребовал. И уже потом, со ссылкой на их волеизъявление, губернатор сделал бы распоряжение. Интересно, что проблема "Исаакия" вызвала бурю протестов и даже "митинг" не согласных. А такие важные вопросы которые коснуться лично каждого россиянина как декриминализация насилия в семье и повышение пенсионного возраста прошли незамеченными.

Ответить

"Главы самопровозглашенных ДНР и ЛНР угрожают Киеву военными действиями"
.
В переводе на русский, это означает, что они понимают, что их тоже скоро ликвидируют их хозяева, но жить-то хочется.
Удивлюсь, если этот проживет больше 2-х лет.
И тот толстомордный тоже.
Они испоганили жизнь и лишили дома сотни тысяч людей (которые просто хотели больших пенсий и никакого русского мира). Но за глупость придется платить.
В том числе и этим не пропавшим в словарь Пу предводителям команчей.
Жизнь штука простая - за все надо платить.
Мотороллерам, гивям, и даже вождям.

Ответить

PS. Давайте подождем эти самые 2 года, а потом вы ответите.
Пожалуйста, не надо прямо сейчас.

Ответить

PS. Давайте подождем эти самые 2 года, а потом вы ответите.
Пожалуйста, не надо прямо сейчас.

Ответить

Писатель Захар Прилепин получил погоны майора Вооруженных сил ДНР.
----
Это очень важное событие в жизни военного человека.
Потому что вы перешли на уровень Старшего Офицера.
(что многое меняет, читайте Устав).
Остается один вопрос - а этот самый Захар получил Майора,
будучи капитаном или сержантом с парой лычек.
Во втором случае -- он для меня никто.
И даже хуже.
Купил погоны в ближайшем военторге.
Хотя вы можете продолжать восхищаться этим "героем"
сколько угодно много раз еще.
Кстати, получить погоны Майора - это событие, если
Вы получили все это по Уставу.

Ответить

Удалено


GShock

Ваня, министр обороны Шойгу как из гражданского инженера, секретаря горкома КПСС целым генералом армии стал? Как на Росии принято, - нализал)).

Ответить

Спасибо Молдованам.
Не пропали.
Продают свою продукцию.
Люди взрослые, люди серьезные.
Уважаю.
И эти тоже молодцы.
https://www.youtube.com/watch?v=HjAay_X5i9Q

Ответить

AlexZ

Понаедут козлы-ротозеи
И таращат свои, блять, глазницы —
Подавай, видишь ли, им музеи,
А людям, может, негде молиться?
Мерикосы, япошки, пруссаки,
Бездуховность свою всюду сея,
Испохабить хотели Исаакий,
Но поднялась святая Россея!
И теперь они бродят, собаки,
Ошалело повсюду глазея:
— Не подскажете, где здесь Исаакий?
А нету, тютя, такого музея!
*
https://www.youtube.com/channel/UCuqaFm1VOWWx_T_1_pvV0VQ

Ответить

AlexZ

Пришел Иисус в церковь. Думал Богу помолиться. А ему бабки кричат: - Шапку сними, Ирод! Как вас только земля носит?! И ноги оббей, скот!
Испугался Иисус. Все, как требовали сделал, чтобы по шеям не дали, ненароком, что грязи нанес. Оббил ботиночки.
- Что пришлялся?
- Да, Богу помолиться.
- Ишь, дома не сидится! Церква через полчаса закрывается. Давай, живо.
Прошел Иисус внутрь. И сразу в алтарь двинулся, там надеялся Отца своего узреть.
- Куда! – ему завопили. – Ополоумел, что ли?
Стал Иисус не жив, ни мертв, того и гляди, точно оплеух надают.
- Свечку купи! - орут. - Не в музее, чай!
- Какую? - робко спрашивает Иисус.
- Ты не воцерковлённый, шоли, мужчина?!
- Я не знаю, - смиренно им отвечает.
- Может, ты еврей, ненароком?
Иисус задумался губоко.
- Еврей, да.
Тут бабки как завизжат благим матом, словно вора увидали, что икону от стены отодрал, и выносить собрался. Прибежали охранники, казаки православные, только из отпуска, из Новороссии прикатили, с фашистами там бились, схватили Иисуса за шкирятник, и выкинули вон на улицу без шапки. И сапогом под зад поддали. Нечего, дескать. Катись в свою синагогу.
И поднял Иисус ворот пальто, чтобы снег на кудри не задувал, и пошел по Васильевскому острову в неизвестном направлении, и пропал из виду, и более его не видели.
А шапка-то в храме валяться осталась. Положили ее на другой день на скамейку, если кто обронил - чтобы подобрал после. Украсть – не украли, ибо дрянная была, из шерсти с соломой вперемежку. И стала она на той скамейке валяться, никому не востребная. И так удивительно случилось, что всякий, кто к шапке прикасался, или даже смотрел на неё, после того излечивался чудесным образом, или счастливым деялся.
Так, один мальчик, 14 лет, Кузьма, совсем от эпилепсии поправился. Дьякон, что шапку пальцем брезгливо потрогал, на другой день кошелек нашел с восемью тысячами евро. У женщины по фамилии Максимова рак пропал, последняя стадия уже была, и непонятным образом без всякой химиотерапии улетучилась. Одна девочка, от которой жених сбежал, после того, как о шапку потерлась, через месяц за американского миллионера замуж выскочила. А Денис, студент второго курса философского факультета кафедры онтологии, чудесным образом от гомосексуализма вылечился.
И с тех пор стал головной убор Иисусов такие чудеса показывать, что его со скамейки сняли, и в стеклянный шкафчик поставили, и на ключик заперли от греха подальше. И сказали, что это теперь чудесная мощь, шапка Андрея Первозванного, будто он её обронил, когда из Константинополя в Рим шел, как раз ровно через Санкт-Петербург крюком. И стали православные кругом неё толпиться, чудеса выпрашивая.
А те казаки, что Иисуса вышвырнули, на другой месяц обратно в Новороссию укатили, и там и сгинули. Бросили их генералы в мясорубку, Донецкий аэропорт отбивать, а их там киборги в фарш и раскатали. Даже папахи от них не осталось. Такая, вот, правдивая история.
© Игорь Поночевный

Ответить

hi_

Донецкий аэропорт отбивать?..

Ответить

chur

Введено временное ограничения для анонимов.

Ответить


Доброго времени суток!
.
Да, весёлая клиника ...
.
> AlexZ 19 февраля 2017 г. 01:42
:)
... мой духовник протодиарей
.
И почему-то не удивляет, что альтернативно ориентированные всё сведут к одному месту и духовная их основа - диарея, как словесная, так, видимо и реальная, постоянная.
.
С уважением к сообществу, soft2010

Ответить

chur

Алекс, а не могли бы прокомментировать пост soft2010 о Ваших подтасовках с переводом денежных средств на счёт детского хосписа?
Ну это когда вы репостили дрянь про доктора Лизу, тыкали всем про 92 ребёнка, умершие в детском хосписе, а затем на вопросы Хистори о степени Вашего собственного сочувствия к умершим детям писали о некоей сумме, якобы переведённой на счёт хосписа сразу же после того как узнали о хосписе сами.
.
А теперь soft2010 вон утверждает, что переведённая сумма составила аж сто рублей, а перевод был осуществлён только после настойчивых распросов Хистори - видимо, чтобы просто отвязаться от надоедалы, но при этом соблюсти лицо.
Алекс, как же так?

Ответить

Доброго времени суток!
.
Маленькие разъяснения с моей стороны.
.
1) Мои комментарии в своём посте Ян, к сожалению, убрал.
.
http://jan.gorod.tomsk.ru/index-1482836618.php
.
Кстати, Ян, как и history "Последний раз был(а) на сайте: 16 февраля 2017 г. 12:53"
.
2) Время первое (столбец 2) - томское. Время комментов (ответов на форуме)
.
Время финансовой трансакции через PayPal - 8:45:01 по отчёту хосписа с сайта хосписа.
.
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1Tdmdo028dGVyhXVTz0OCCT21j-VTG37YvCZo_3X3 NYc/edit#gid=1473489750
.
Для ясности картины указал в столбце 3 время по GMT (Среднее время по Гринвичу; англ. Greenwich Mean Time) для шагов и AlexZ и history
.
3) Почему возникли сомнения и желание разобраться в "беседе"?
.
а) Несмотря на точный вопрос от history имеем "виляние" AlexZ при ответе на вопрос history. Хотя в сообщении PayPal (пусть и "долго искавшемся") всегда есть точное время перевода, с указанием миллисекунд.
.
б) По информации самого AlexZ его почта - alexz57@mail.ru
.
http://alexz57.wixsite.com/tomsk
.
Монтаж Corel VideoStudio Pro // Adobe After Effects Обращайтесь! alexz57@mail.ru
.
в) перевод от ale***@mail.ru на 100 (сто) руб.
.
На форуме AlexZ предъявлен "чек перевода через PayPal" с затёртыми суммой и Ф.И.О. пожертвователя.
.
Через 1 час 3 мин. после вполне понятного вопроса history (спустя 18 часов 4 мин. после первого коммента AlexZ)
.
С уважением к сообществу, soft2010

Ответить

боже мой, в какую клоаку вы превратили сайт.....

Ответить

шекспир со своим - быть или не быть. отдыхает)))
этож надо. нет никаких фактов кроме пустых слов от непойми кого. зато столько фантазий развести))

Ответить


ЗАЯВЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В СВЯЗИ С ПЕРЕДАЧЕЙ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА В ПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕРКВИ
Москва, 17 февраля 2017 года
17 февраля 2017 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Предстоятель сделал заявление в связи с вопросом передачи Русской Православной Церкви Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Огромная часть храмов Русской Православной Церкви — это памятники, которые в годы воинствующего безбожия были насильственно изъяты у верующих и использовались так, как считали целесообразным власти. Какие-то (конечно, их было меньшинство) превратились в музеи; остальные использовались чисто утилитарно — как мастерские, коровники, склады, зернохранилища...
Неопровержимым историческим фактом является то, что именно верующие люди во многом создавали культурное наследие нашей страны — тысячи произведений искусства, храмы, монастыри. Возвращение права самостоятельно хранить свои святыни не может представлять никакой угрозы, а лишь вдохнет подлинную жизнь в памятники, в еще большей степени сделает их средством народного просвещения. Это будет продолжением трудов достойных музейных работников, с личным участием многих из них.
Передача Исаакиевского собора Санкт-Петербурга в год столетия революционных событий призвана стать символом примирения нашего народа. Когда-то разрушение храмов, массовые убийства верующих стали ужаснейшей страницей в истории национального разделения. Теперь мир вокруг возвращенных церквей должен стать символом согласия и взаимного прощения — белых с красными, верующих с неверующими, богатых с бедными. Ведь красота Исаакиевского собора, открытого для всех, одинаково доходит до сердца каждого человека независимо от национальности, убеждений, веры, языка, на котором он говорит. Церковь молится о том, чтобы возвращение Исаакия остановило злые помыслы людей, делающих из дома молитвы повод для раздора. Верим, что Всемилостивый Господь принесет мир и рассеет сомнения, возникающие по незнанию и неведению.
Я хотел бы обратиться в первую очередь к доброжелательным людям, которые выступают сегодня против передачи собора Русской Православной Церкви. Перечислю причины, по которым они выражают свое негативное отношение к такой передаче.
Первая — это опасение, что собор перестанет быть свободным для доступа людей, не имеющих отношения к Православию. Гарантирую, что собор будет открыт для всех желающих — и тех, кто хочет помолиться в нем, и тех, кто хочет просто увидеть красоту этого великолепного сооружения и ознакомиться с историей замечательного памятника. Более того, в отличие от существующей сегодня практики, вход в собор будет бесплатным.
Вторая озабоченность связана с продолжением музейной деятельности. Конечно, собор является выдающимся произведением нашей национальной культуры, и для того чтобы ознакомиться с этим памятником, нужно профессиональное экскурсионное сопровождение. Это сопровождение будет осуществляться в полной мере — на том уровне, на котором оно осуществляется сегодня. Более того, мы надеемся, что этот уровень будет только повышаться, как и уровень музейной деятельности в целом, в ее научном и просветительском аспектах.
Наконец, есть озабоченность, что Церковь не справится с решением ремонтных и реставрационных задач так, как это делал музей. Заверяю вас, что средства у Церкви будут. При полностью бесплатном входе сохранится плата за экскурсионное обслуживание, а также за осмотр города с колоннады Исаакиевского собора. По нашим подсчетам, этих средств полностью хватит на обеспечение текущих ремонтно-реставрационных работ в тех объемах, в каких они осуществлялись за последние десять лет.
То, что я сейчас говорю, обращаясь ко всем, еще раз хочу подчеркнуть, доброжелательным критикам передачи Церкви Исаакиевского собора, будет выполнено. Все гарантии, которые мы даем, будут реализованы. Поэтому ни забота о сокращении городского бюджета якобы за счет неких ассигнований Церкви на ремонтно-восстановительные работы, ни сокращение экскурсионной деятельности, ни ограничение доступа в собор не должны больше никого волновать. Однако создается впечатление, что сегодня тема передачи Исаакиевского собора волнует не столько доброжелательных критиков, сколько тех, кто пытается ее использовать исключительно в политических целях. Попрошу всех — и власть имущих, и общественность, и народ наш — именно так воспринимать эти протестные действия. Мы живем в условиях политического плюрализма, и люди выражают свою точку зрения на то или иное событие в жизни государства и общества. Очень часто их позиция оказывается политически ориентирована — такова реальность. Но передача Исаакиевского собора Церкви в принципе не должна становиться причиной для политических протестных выступлений. Очень надеюсь, что после разъяснений, данных Патриархом, эти протестные выступления прекратятся. И дай Бог, чтобы никогда больше ни тема Церкви и ее роли в общественной жизни, ни тема искусства и культуры не разделяли нас, и мы могли все вместе строить лучшее будущее для нашей страны и нашего народа.
Патриархия.ru
17 февраля 2017 г. http://www.pravoslavie.ru/101153.html

Ответить

помоему автор и аноним с буковкой здорово сели в лужу)

Ответить

Рано обрадовались...
http://www.rbc.ru/politics/17/02/2017/58a6bcf79a79475a76c84e7f

Ответить

не стоит выкладывать ссылки. ониж не кликабельны тут. выкладывайте что там написано. текст! как у миры.

Ответить

Специально для тех,кто не умеет кликать по ссылкам)))
Решение губернатора Георгия Полтавченко о передаче Исаакиевского собора РПЦ не было согласовано с президентом России Владимиром Путиным. Единственный способ сгладить возникший из-за решения о передаче социальный конфликт — это, как показывают опросы, передать собор в совместное пользование города и церкви, рассказали источники РБК
Решение Полтавченко
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, принимая решение о передаче Исаакиевского собора РПЦ, не согласовывал свое решение с президентом и руководством страны, рассказал РБК федеральный чиновник и подтвердил собеседник, близкий к Кремлю.
После того как в городе начались протесты, были сделаны социологические замеры, которые, по словам собеседника РБК, показали, что «главное напряжение» петербуржцев вызвал тот факт, что «с ними никто не посоветовался». Горожан в соцопросах спрашивали, ухудшится или улучшится их отношение к губернатору, если передача Исаакиевского собора РПЦ состоится. Число тех, кто говорил об ухудшении, кардинально превышало количество одобряющих, добавляет источник, близкий к Кремлю. Картина по стране ровно противоположная: количество тех, кто поддерживает передачу собора, превышает число граждан, выступающих против этого шага, подчеркивает собеседник РБК.
Против передачи собора выступают «более образованные и политически и общественно ангажированные» жители Санкт-Петербурга, рассказал РБК директор Левада-центра Лев Гудков. Решение Полтавченко передать собор церкви «оскорбляет их, это произвол, это раздражает и вызывает крайнее неудовольствие», отметил Гудков. Жители других регионов, напротив, чаще поддерживают решение Полтавченко, показывают исследования Левада-центра, отметил Гудков.
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/politics/17/02/2017/58a6bcf79a79475a76c84e7f

Ответить

chur

Это всё ни о чём, увы.

Ответить

chur

Так и не осилил, значит, ни основной текст, ни даже специально адаптированные для тебя выдержки. Впрочем, я нисколько не сомневался.

Ответить

я не читаю высеры от быдла. а ты именно таким и являешься. ибо вместо ответов на вопросы начинаешь только оскорблять. поэтому пасись мимо.

Ответить

chur

Вот же неугомонный то какой, мазохист что ли?
Бан на двое суток.

Ответить

тупорылый) я ещё при городецком срать хотел на все баны. а ты то куда в сравнении с ним?))) я пишу там где хочу и сколько хочу. а для профилактике тебе. раз ты так любишь играться кнопочками. то поиграйся. время на удаление комментов у тебя знатно отнимет и времени и нервов))

Ответить

наслаждайся. быдло невоспитанное)

Ответить

GShock

Реми красавец, король спама)))))

Ответить


 
предыдущие Комментарии 101—154   из   154
Комментарии: 1 | 2
 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.