Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Деревянный дом на Вершинина, 12 - образец деревянного модерна

 Продолжаю рассказывать о домах, которые будут востанавливать в этом году. Напомню, что на прошлой неделе был, наконец, решён вопрос о реставрации двух памятников федерального значения - на Красноармейской, 67/1 и на Вершинина, 12. В прошлый раз я рассказывал о доме на Красноармейской, известном томичам как Дом с жар-птицами http://gorod.tomsk.ru/index-1250439540.php#comments .

Сегодня  поговорим о втором памятнике, расположенном на улице Вершинина.

1. Вот он:




Домик построен  в стиле модерн, о котором стоит хотя бы немного рассказать.

Модерн пришёл в Томск в конце 19 в начале 20 века и был представлен практически во всех своих стилистических разновидностях.   На тот момент это был самый "продвинутый" архитектурный стиль - Томск в начале 20-го века осознавал себя столичным городом и его градостроительные процессы шли вровень со столичной и европейской архитектурой.  

На сегодняшний день в Томске сохранилось около сотни зданий, построенных в стиле "модерн" - и кирпичных и деревянных. При этом  деревянный модерн считается главной "фишкой" томской архитектуры, отличающей Томск от нашего основного "конкурента" - Иркутска. Деревянный Иркутск - это прежде всего барокко и классицизм. Деревянный Томск - это относительная компактность сохранившейся деревянной среды и модерн.

Несколько образцов этого стиля  в Томске:

2. Русско-немецкий дом на Красноармейской, 71. Памятник федерального значения.




В классике или в эклектике основную художественную роль обычно играет главный фасад. А вот модерн проектировался в совершенно другой логике - тут "работает"  весь объём здания. Построенные в этом стиле дома предназначены для кругового осмотра. Этот принцип лучше всего был реализован в ОСОБНЯКАХ, которые появляются  в Томске одновременно с модерном.

3. Ещё один особняк. Бывший дом охотника на Гагарина, 42. Памятник федерального значения (фото П.Андрющенко)




4. Дом детского врача Василькова - представитель т.н. "северного" (норвежского) модерна. Памятник регионального значения.




5. Дом архитектора Крячкова на Кирова, 7 (Музей деревянного зодчества). Памятник федерального значения. Этот дом был задуман и осуществлён Крячковым как экспериментальный - это первый деревянный дом с паровым отоплением. Крячков стремился продемонстрировать, что дерево - современный материал и деревянный дом может быть совмещён со всеми достижениями 20 века. Здесь проявилась ещё одна важная идеологическая составляющая стиля "модерн". Он нёс идею синтеза культурной традиции и современности с её представленями о комфорте и благоустроенности.




Крячков опередил своё время на сто лет. Европа и Северная Америка (и США и Канада), пережив увлечение бетоном и кирпичом, вновь возвращаются к деревянному домостроению, занимающему сегодня до 80 процентов от общего объёма жилого строительства.  

Россия от этих тенденций отстаёт,  деревянное домостроение развивается у нас почти исключительно в загородном строительстве, но и здесь - в меньших объёмах, чем на Западе. И этому у мня есть следующие два объяснения.

Во-первых, недоверие к дереву (во многом, совершенно иррациональное) отражает общее ощущение зыбкости и незащищённости, характерное для  населения страны. Ярче всего это проявилось в  архитектуре 90-х годов. Глядя на убогие особняки "новых русских" почти физически ощущаешь сублимированное в архитектурной форме стремление хозяина отгородиться от мира крепостными стенами и бойницами для гранатомётов. Сейчас этот страх несколько подавлен, но не изжит вполне. Современная российская архитектура основана на страхе и агрессии. И наоборот старинные здания дружелюбны и доверчивы к окружающему миру. 

Во-вторых, мне кажется, что серьёзным препятсвием для развития деревянного домостроения является социальный состав населения  России, основную часть которого, как ни крути, образуют люди с ментальностью перебравшегося в город крестьянина.  И не мне одному так кажется. Приведу мнение человека, томича, постровишего себе загородный деревянный дом http://turtlefish.livejournal.com/149016.html 

"Как я заметил на своем опыте, дерево крайне не приемлют люди деревенские, для удешевления стройки они зачастую предпочтут ему даже пенобетон. А если им достается деревянный дом, то мечтают сделать в нем евроремонт «а-ля офис». Мода на деревянные дома пришла из-за границы с Запада, и соответственно больше берет за душу человека городского, того, кто устал от бетона и кирпича. Есть еще, конечно, страх перед пожаром (скорее даже перед поджогом). А так как у нас в стране преобладает население деревенское, вот и популярно (несмотря ни на какую моду) кирпичное строительство."

6. Дом ещё одного томского архитектора, работавшего с модерном, - Викентия Оржешко. Расположен по адресу Белинского, 23, памятник регионального значения. Увы - вот в таком он на сегодня состоянии:




7. Белинского, 17. Отреставрирован по программе сохранения деревянной архитектуры. Это уже образец типовой "модерновой" застройки - тоже в её "северной" разновидности. Как и дом Крячкова, это здание является примером совмещения в деревянном домостроении традиции и прогресса. Вообще с модерном в Томске были связаны две жилищные инновации. Во-первых, это ОСОБНЯК (образцы которых выложены выше). Во-вторых, это КВАРТИРА. На фотографии вы видите один из первых 4-квартирных домов в Томске.




Строились такие дома для университетской профессуры и в некоторых  таких домах до сих пор живут профессорские династии (Серебровы на Белинского, 27; Ханевичи на Белинского, 27/1, Осиповы (Савиных) на Красноармейской, 85 - хотите, свожу в гости) 

8. Теперь вернёмся к нашему главному герою на Вершинина, 12. Апрельское фото от http://vifka.livejournal.com/




Обратите внимание, на ассиметричную композицию здания. Это тоже характерный признак модерна, отличающий его от классицизма. "Прочесть" этот дом - означает уловить... такой нервный асимметричный ритм, образуемый линией крыши, и чередованием разномастных окон по оси от смещённого центра парадной двери.

9.

 


Теперь несколько крупных планов, сделанных в июне и в августе

10. Северный ризалит. "Ризалит" - это когда часть здания выдвинута вперёд по всей стене, от крыши до фундамента. А вот если выдвинут только верхний фрагмент - эт называтся "эркер")




 11. Слуховые окна и декорированный фронтон северного ризалита




 

12.




13.




 

14. Сруб дома сцеплен "в лапу". Обратите внимание как подогнаны брёвна. Естественно всё сделано вручную - в том и кайф. И никакая оцилиндровка с лазерной резкой такого кайфа не создаст...




 

15. Это южный ризалит




 

16. А это Любовь Константиновна Душечкина из первой картиры, в которую мы сейчас заглянем




Квартиру в этом доме Любовь Константиновна получила ещё в 1962-м году от Томского госуниверситета, как молодой специалист. Всю жизнь прожила в этом доме и души в нём не чает. Свою квартиру содержит в отличном состоянии (к слову - в двух остальных квартирах тоже всё на уровне; а вот подвальное замещение самовольно занято бывшим университетским сантехником - там всё гораздо запущеннее).

17. К сожалению, на фотографии сложно передать эффект, который создаёт высокий потолок. На Вершинина, 12 его высота достигает трёх с половиной метров.  Воздух в таких квартирах -  удивительный...




18. Лепнина. На потолке - ни единой трещины. Это значит, что фундамент и капитальная конструкция в отличном состоянии, нигде ничего не гниёт, дом стоит крепко (о том, сколько неудобств приносят деревянному дому подгнившие нижние венцы см. предшествующий сюжет про Дом с жар-птицами).




С этой лепниной связана одна пронзительная история.

Дом испокон века был университетский, а в 20-е годы в нём жил первый послереволюционный ректор. И вот, двадцать лет назад, на столетие университета из США приехала не то дочь, не то внучка этого самого послереволюционного ректора. Она покинула этот (и Россию) когда ей было восемь лет. Прихав в Томск по приглашению университета, она посетила дом своего детсва. Любвоб Константиновна вспоминает, что она прехала с американским мужем, прошлась по комнатам - вся потерянная ("нет-нет, это не тот дом...") - а потом посмотрела наверх...  и расплакалась. 

Прошло пятьдесят лет, изменилась мебель, изменилась планировка, и только лепнина на потолке была всё та же самая...

19.




 

20. Кухня.




21.




22.




Вообще, если деревянный дом благоустроен и в хорошем техническом состоянии - это идеальное место для человеческого проживания. И микроклимат в деревянном доме идеальный. Зимой там тепло, в жаркий летний день - прохладно...

23. Страсть как люблю фотографировать старые дверные ручки. А то. Подумайте, сколько рук за неё держалось. Берёшься - и словно со всеми здороваешься.




Теперь о том, как складываются дела этого домика на сегодняшний день.

Недавно на одном из томских форумов какой-то "компетентный" товарищ  заявил, что дом на Вершинина, 12 совсем разваливается и, дескать, ремонтировать его смысла нет. Это ложь. Здание безусловно нуждается в ремонте, но в целом его состояние я бы назвал скорее хорошим. Сруб крепкий, нигде ничего не гниёт, фундамент в полной исправности. Ремонтировать нужно кровлю, подвальные помещения, да пришла пора менять коммуникации. И декор. Не такой уж большой объём работ, тем более что декор вполне может подождать.

Здание давно бы отремонтировали, если бы не запутанные имущественные вопросы. До недавнего времени дом находился на балансе университета. Несколько лет назад началась компания избавления от ведомственного жилого фонда  - томские вузы обязывали своих сотрудников приватизировать свои квартиры. В итоге весь этот проблемный, ни разу не ремонтировавшийся фонд был повешен на жителей - по преимуществу на вышедших на пенсию вузовских сотрудников. 

Мне казалось, что уж к такому дому как Вершинина, 12, университет мог бы отнестись по-особому. Но вузовская администрация так не посчитала и скинула его с баланса как обычную "деревяшку".  По договору с жильцами, администрация обязывалась отремонтировать кровлю и поменять сгнившие трубы, но выполнять свои обязательства подзабыл. Ремонт в рамках программы сохранения деревянной архитектуры также завис - департамент по культуре и муниципалитет кивали друг на друга и ничего не делали.

Дело сдвинулось с мёртвой точки только в этом году - благодаря активности Любовь Константиновны, сумевшей-таки распутать этот имущественный клубок. В итоге директор "Томска исторического" Закотнов договорился с университетской администрацией отремонтировать здание в складчину, ВУЗ взялся выполнить свои обязательства, был найден подрядчик, здание было обследовано, был разработан проект восстановления.... а потом Закотнов был уволен, подрядчика, уже вложившего деньги в обследование здания и закупку материалов кинули, ТГУ тут же открестился от всех своих договорённостей.

И вот на прошлой неделе остановившаяся было машина опять заработала. Здание пообещали полностью восстановить в этом году. Дай Бог... 

24. Другая тревожная тенденция - агрессивный натиск на охранную зону памятника вот таких вот строений. Это во дворе.




Про новостройки, обступающие памятники архитектуры, хочу сказать особо. Люди судящие о движении по сохранению деревянной архитектуры с чужих слов, часто обвиняют нас, что мы де "всё хотим сохранить". В действительности, к сохранению "всего подряд" никто не призывает и не призывал. Речь идёт всего лишь о соблюдении элементарных правил, которые определяются регламентом сохранения памятника. А эти требования состоят в том, что вокруг памятника должен быть соответствующий архитектурный контекст.

Сохранение объектов, подобных Вершинина, 12, предполагает сохранение их архитектурного окружения. Это опять-таки не значит, что обязательно нужно сохранить "всё подряд" : если дом не представляет особой ценности и уже не подлежит ремонту, он может быть снесён. Но на его месте должно быть построено что-то аналогичное по стилю, материалу и масштабу.

 А никак не то, что мы видим сегодня на улице Вершинина.

25.




То, что сейчас происходит в районе Буфф-сада наглядно показывает как превратить уютный, масштабный, обихоженный район чёрт знает во что.

Казалось бы, весь фрагмент  улицы Вершинина между Герцена и Нечевским сам Бог велел реконструировать в рамках благоустройства Буфф-сада как прогулочную зону, сохранив и отремонтировав существующую деревянную застройку. Не тут то было. Буфф-сад на глазах превращается из парковой зоны общегородского значения во внутренний двор "элитных" девятиэтажек (в сущности, оксюморон, но для России он очень типичен).

От улицы Вершинина вообще мало что осталось.  Нечётная сторона практически вся застроена в пять-шесть этажей (при установленном регламенте 9 метров). Чётную сторону обещали сохранить, но потом вдруг обнаружилось, что там тоже начали строить девятиэтажку на месте снесённого здания на Вершинина, 6, которое первоначально собирались реставрировать - и её задним числом согласовали.

Сегодня в одной строчке с памятником федерального значения сохранилось только два деревянных здания, которые вы видите на фотографии. Это типичный пример т.н. "фоновой застройки" - обычные старинные дома, которые необходимо сохранить в качестве визуального фона для восприятия одного из самый ценных зданий Томска. По программе сохранения деревянной архитектуры они должны быть отреставрированы вместе с Вершинина, 12. Однако  год назад один из "неприкасаемых" томских застройщиков (В. Мамонтов), не дожидаясь  разрешения на строительство, начал обрабатывать жителей этих домов на предмет расселения. Часть жителей ему удалось расселить, потом процесс застопорился. Власти из ситуации самоустранились, бросив жителей наедине с застройщиком. Люди, которым в своё время был обещан ремонт, теперь дезориентированы и не знают, кому верить и как себя вести. Как будет развиваться события дальше - неизвестно.

Будем надеяться, что реставрация здания, являющегося жемчужиной этого небольшого фрагмента исторической застройки начала 20 века, изменит ситуацию на данном участке градостроительного фронта. С расселением или без расселения, дома на Вершинина, 8 и 10 должны быть восстановлены.

26.




Вот такой вот домик с вот такой нелёгкой судьбой. Его восстановление не требует существенных затрат. Его проблемы - как и проблемы большей части исторических зданий - не столько финансового, сколько организационного свойства. 

Кажется, в последнее время ситуация начала меняться в лучшую сторону. Давайте пожелаем ему и людям, которые в нём живут,  удачи.

 

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

деревянная архитектура программа сохранения томск

 

Комментарии:

putnik-ost

Искренне надеюсь, что от реставраторов дом пострадает не сильно. Сохранность вполне приличная и патина времени придает зданию своеобразное очарование. Кстати, модерн - это все же, творческое сочетание технологичности и эстетики и эргономики. Между прочим порождение индустриальной, машинной культуры.

Ответить

chur

мда уж.
я уже не в первый раз сталкиваюсь с вами на форуме...
скажите, а Вам никогда не приходило в голову, что сегодня эти дома нужно вовсе не от рставраторов спасать?

Ответить

putnik-ost

Есть ощущение, что реставраторов или застройщиков крышуют одни и те же граждане. И посему, реставрация частенько выглядит, как очередное отмывание федеральных денег. Реставрацией должны заниматся специалисты, но для Томска это несбыточная мечта. Слишком большие деньги. Велик соблазн хапнуть побольше, а затратить поменьше.

Ответить

Danna

Знаете с таким взглядом на мир можно везде и во всем увидеть плохое и на всё махнуть рукой и не заниматься ни чем ни за что не не переживать - там же "ТОЧНО" кто-то хапает себе. Так?
А по мне пускай своруют, бог с ними, пускай давятся, но главное что бы дело было сделано.

Ответить

chur

Да они по жизни на всё рукой махнули.
Вот от этих людей мы четыре года ждали ну хоть какого-то участия к нашей деятельности...

Ответить

chur

ясно.
ну чтож... в очередной раз остаётся сказать спасибо на добром слове...

Ответить

Глеб Нержин

Красивый дом, надеюсь для него все сложиться успешно.
И спасибо за архитектурный ликбез, теперь, проходя с кем ни будь мимо дома детского врача (он на Кузнецова кажется?), буду останавливаться, окидывать дом задумчивым взглядом и с видом знатока произносит: «Норвежский модерн, однако!».:)))

Ответить

chur

и вам спасибо)
я думаю где-то в сентябре выложить фоторепортаж о мачтовых норвежских церквях, построенных в 13 веке. Тем будет небольшая подборка о "норвежском следе" в томской архитектуре.

Ответить

iKot

О_о надеюсь, в Томске не найдётся свой Викернес))) а то таких на darkside.tomsk.ru много)))

Ответить

iKot

Убожество, а не архитектура, если честно. Лепнина примитивная.

Ответить

chur

сменил бы уже пластинку что ли)
одна фраза из поста в пост.

Ответить

iKot

Что, защитник домов-убийц, правда глаза ест? ;-)
90% этого гнилья не представляют никакой архитектурной ценности. По большей части все эти резные фасады крайне примитивны.
Однако ремонт этих гнилушек - крайне выгодная тема для тех, кто распределяет буказоиды на их реставрацию. признавайся, сколько тебе платят на пиар?))

Ответить

chur

аминь)
ну тогда продолжайте в том ж духе)я не возражаю)

Ответить

я не специалист в данном вопросе, не буду рассуждать об архитектурной ценности, сложности узоров, бла-бла, бла. Я просто житель города. И как жителю мне очень нравятся деревянные дома. Мне это красиво! И пусть будет! И не надо про распределение средств, "распределяют" у нас по любому поводу. Если думать о том, как тот или иной нагреет руки на очередном проекте, лучше сразу в лес под шалаш. Я хочу, чтобы дома оставались, чтобы их реставрировали, а не убивали историю родного края своими руками.

Ответить

про пиар: даже если и платят - что в этом плохого? Человек искренне верит в то, что он "пиарит", это конструктивно, полезно с любой т/зр. не вижу проблемы.

Ответить

chur

хмык... честно говоря, я бы нисколько не возражал, если бы мне ещё и платили))
а вообще смешно, конечно... ну да у кого что болит)
спасибо за поддержку)

Ответить

думаю, поддерживающих Вас горожан подавляющее большинство. А оппоненты (я заметила) - молодые люди до 25. Возможно, не были в "молодых городах", которым по 50-70 лет, не ощутили разницы, не поняли еще, что нам есть чем гордиться и что беречь.

Ответить

iKot

Также, прошу обратить внимание на нарушение п. 4.1.5. горсправки)

Ответить

Danna

И? Вы всегда соблюдаете правила города? на сколько я помню - нет.

Ответить

Глеб Нержин

А где Вы тут видите нарушение? (или уже исправлено?)

Ответить

chur

Ну вроде как по новым правилам выкладывать две картинки в окне с кратким описанием не полагается.... хотя в горсправке как-то не очень внятно об этом сказано.
Я хотел в заглавном посте сыграть на эффекте "внутри" и снаружи". Если будут замечания от админа, уберу.

Ответить

chur

заодно бы и опечатки исправил... что-то клавиатура "хлюпает"...

Ответить

Спасибо за информативные посты. интересный дом, его "неправильность" приятно раздражает, можно долго глядеть и размылять почему его части находятся не там, где они,как кажется, должны находиться )))
не давно гулял с приезжими родственниками по городу, и частенько вынужден был разводить рукам. так что нужны, очень нужны посты подобного рода. особенно как тут сказали "архитектурный ликбез". Спецлитру по архитектуре никогда не мог осилить.

Ответить

chur

на здоровье)
и вам спасибо)пока есть кому читать подобные репортажи - наше дело не совсем безнадёжно)

Ответить

Ой, как хорошо-то)) Пост классный. Жаль, нужно бежать, а потом опять буду читать и внимательно разглядывать. Спасибо!

Ответить

Этот то дом еще ладно, хоть выглядит прилично, а вот в новостях недавно показали дом, в котором хотят музей старца Федора сделать...тихий ужас - какая-то покосившаяся лачуга из досок...старец в гробу раз 500 перевернулся, не иначе.

Ответить

Этот дом, о котором вы говорите, Катя( Крылова, 26), постреволюционные хозяева довели до ручки..И особенно, последний собственник, коммерсант, которому он достался незаконным путем. Он его вообще под снос готовил. А мы, когда там последний раз были с друзьями, обратили внимание, какая крепкая у этого дома родная кладка, и доски на обшивке - мощные, в полтинник толщиной.
Для себя его купец Хромов строил,для своих наследников, по-хозяйски, из хорошего леса. Его в порядок привести - будет еще одна достопримечательность нашего Томска,которой можно будет гордиться.К нему не только туристы - паломники отовсюду съезжаться будут.

Ответить

на мой взгляд этот дом на Крылова больше поход на обычный сорти из досок. И вряд ли вы мне возразите, что это не так. Довели? Довели. Значит, снести и нефиг тратить обчественные деньги на перестройку того, чей первоначальный облик утрачен.

Ответить


chur

это история твоего города, глупинькая)

Ответить

деревянный сортир? на кой черт городу такая история? Что вы, совковых сортиров не видали???? Даже Мира - которая защищает эту развалюху, сама сказала что дом кардинально переделан....вот правильно говорят про вас - лишь бы деньги выкачать.

Ответить

chur

Глупая ты, Катька) маленькая...
Вырастешь - может и впрямь поймёшь что-нибудь. А может и не поймёшь. Ну и всё на этом.

Ответить

вот вам даже и ответить-то нечего...а сказать что я глупая любой дурак может:)

Ответить

chur

не обижайтесь, я - любя)

Ответить

Катя, практически весь 20 век мы разрушали то, что столетиями создавали наши предки. Давайте уже начнем созидать, восстанавливать. Пусть это сортир. Но у него есть своя история, она осталась в стенах этого дома. Давайте не продолжать печальный опыт: снести дом, и тем самым заставить забыть, что здание в принципе существовало, забыть о том, что историю пытались перекроить, переписать грубыми руками.

Ответить

"Человек, который не уважает свое прошлое, не заслуживает будущего." Уверена, Катя, что это не про Вас

Ответить

Ну да,Катя,ломать - не строить.Снести нафиг? Да если этот дом привести в порядок, у Томска будет еще одно брендовое здание.
Реальное, не новодел, с вековой историей и легендой, которую во всем в мире признают. Только вот Кате это не указ, увы))
Ну что ж, поживете поболее на этом свете, поездите по миру, и, дай Бог, поймете, чем ценна историчность и уникальность мест.
Я многое повидала, и знаю, как в какой-нибудь заграничной глубинке, на ровном месте придумывают легенду, строят "достопримечательность",а потом народ валом валит в ту Тьмутаракань, чтобы полюбоваться на "историческую" находку.
И месту слава, и людям - работа, и населенный пункт из дыры превращается в приличное место))
Томску ничего выдумывать не надо. Все имеем.Легенду. Место. Даже дом, где жил Старец Федор, покровитель города, в котором живете и вы, Катя. Ну и как, сильно много ума нужно, чтобы всем этим не воспользоваться?
Знаете, как нам завидует Новосибирск? Да они готовы вывезти к себе наши исторические особняки, поскольку у них нет такого.
Они вот по всей Сибири ездят, свозят к себе раритеты, чтобы город имел приманку и имидж культурной столицы Сибири.
Иногда мне кажется, что земляки просто заелись.
Что имеем - не храним. А потом плачемся - как такое возможно в нашем-то Умном Городе?
Ей-ей,было бы лучше, если бы томичи не считали себя такими уж "умными", а были бы попроще, но поближе к реальной жизни.
И умели видеть свои реальные преимущества, считать свою выгоду и руки к делу прилагать.

Ответить

"Реальное, не новодел, с вековой историей и легендой, которую во всем в мире признают" - это правда-правда. Случай из жизни: довелось быть экскурсоводом у жителя Америки, приехавшего к нам в Томск. Как он рассматривал наши деревянные дома! Его особо не интересовали ни церкви, ни ВУЗы, ни какие -либо прелести цивилизации (ну чего они там, в Америке, не видели?). И яркими впечатлениями остались мороз, снег, природа и деревянные дома.

Ответить

да и не только у него. У меня это тоже основные положительные эмоции от Томска. Снег и деревянные домики

Ответить

chur

а вы сами не из Томска?)

Ответить

Danna

В свое время, так сказать, закончив обучение в Томске, уезжала в тогдашнее домой и специально ходила по Томску и фотографировала его старые дома и улицы, что бы сохранить в памяти, думала всё уезжаю совсем :) не вынесла "душа поэта" - вернулась что бы жить :)

Ответить

chur

Со мной была похожая история. Конечно не только в деревянных домах тут дело... пока центр города цел, у него есть своя магия.
Между прочим, это социологический факт.
Одна из функций исторического центра - он удерживает людей, как бы притягивает их к себе. Когда исторический центр разрушают, город начинает терять население. У меня где-то были данные амриканцев по этому поводу.
У мня вот здесь кое-что об этом сказано:
http://chur72.livejournal.com/20872.html#cutid1

Ответить

Так центр и притягивает к себе ощущением старины, истории, чего-то очень далекого, и в то же время родного. Слава Богу, осталось еще что-то в центре!!!!))))

Ответить

Помню этот дом - у него очень "университетский" вид, хотя его университет бросил... Вообще модерн - это особенный стиль - всегда мне нравился. Правда "боевая" раскраска дома охотника и рыболова меня всегда изумляла. В этом смысле дому Крячко повезло - он всегда был окрашен достаточно элегантно.

Ответить

chur

Да, мне тоже Дом охотника всегда казался несколько аляповатым. Хотя дом, по-своему интересен. Его сделали как такого "конька горбунка"... думаю, что какие-то ершовские ассоциации у архитектора (видимо, тоже Оржешко) были...
Возможно, отсюда и раскраска а ла рюсс.

Ответить

Стереотипа

Автор - энтузиаст!!! Молодчина!Без излишных словесных наворотов легко и просто вводит даже "чайника" в архитектуре в ее азы. Пост очень понравился - познавательный и наглядный!

Ответить

Линия жизни

Огромное спасибо Вам за ваши интереснейшие посты!Дома необычные,красивые и дай Бог им еще простоять долгое время.

Ответить

        просто так

В прошлом году ко мне одноклаcсники приезжали.
По жизни они много где побывали.
Сами живут в Москве.
Их очень поразила томская деревянная
архитектура.
Сфотографировали все ( то что я знаю, а знаю я мало)
Дня три по городу ездили.
"Деревяшки" наша изюминка

Ответить

Замечание по "норвежскому" модерну. Не было такого. Это мотивы архитектуры норвежской кирхи. А архитектор присовокупил немного модерна. Вообще норвежские мотивы были модны на рубеже 19-20 веков, практически были "типовыми", для деревянных особняков. Русские архитекторы "омодерничивали" разные стили, в том числе, русскую традиционную архитектуру. Это и понятно, с одной стороны новый, модный стиль называемый в Европе по разному, "Югендстиль", "Модерн", "АрНуво",
"Сецессион". А с другой стороны, поиски своего, национального.
Вот и получались такие эклектичные постройки. Ничего зазорного в этом нет. Ведь и сам "модерн" эклектичен, вобрав в себя наследие различных стилей и направлений. И возник как противовес типовой "классической" архитектуре.

Ответить

chur

Не понял, с чем Вы столь ожесточённо спорите, но за историческую справку всё равно спасибо))

Ответить

chur

"Норвежский" модерн - это, конечно, не профессиональный термин, хотя и в профсленге встречается.
Но чаще говорят о "северном" модерне. Этот тип более аскетичен в декоре и в основном строится на игре объёмов. Ну и чисто типологически он многое взял из архитектуры северной Европы - домов вроде Белинского, 17 полно в Прибалтике... О норвежских веяниях и неорусских мотивах Вы и сами сказали. Даже не знаю, где тут копья ломать...
Впрочем, я не специалист.

Ответить

А мне показалось, что Nickart, автор поста о норвежском стиле никаких копий не доставал )) Спасибо ему за просвещение в стилях))

Ответить

chur

Да, наверное...
Просто я тут сам задумался, вправе ли я использовать словосочетание "Норвежский модерн". Наверное действительно не стоит - может ввести в заблуждение читателя.

Ответить

Ну, до конца все коменты не дочитал, но вставлю и свои трикопейки.
Я конечно не спец по архитектуре-реставрации-отмывании денег, но... Знаю, что пока у нас альтернативы две или ждом исчезнет и на его месте выростит очередной краснокирпичник (а может и панельник :(). Или из него авторский сделают если и не реставрированный, то деревянный (как счас называют оппоненты - новодел). Лично мне дерево боле нравится, его и так не много.
Автор хорошее дело делаете.
За просвещение в стилях отдельное спасибо.

Ответить

Никита, спасибо, великолепный пост.
Вы и Ваши друзья столько делате для Томска, просто невозможно переоценить.

Ответить


Мне-то за что?! :)
Если бы вы не бились, как львы, многих домов старого Томска уже не было бы :(

Ответить

        со стороны

Любовь Душечкина.. Не имя - песня. Представляю, как много лет назад пришла в него Любочка Душечкина...С такой хозяйкой и в доме теплее))

Ответить

А

Надо же Фотки нормальные Поздравляю Да еще и изнутри дома снимки
Хвалю

Ответить

Лень отвечать под комментами Алисы и этой...другой зануды - вы сами-то понимаете, что вы пишете? Давайте сохраним дом, даже если он уже превратился в деревянный сортир, ведь это наша история...бред. Что-то никто не сохранил сараи на улице Горького, а ведь это тоже наша история - и моя в частности, я по этим сараям лазила в детстве. Фанатики вы, и больше ничего..

Ответить

так Ваш сарай всегда и был сараем, и строился он как сарай. А тот дом, о котором Вы говорите, просто ПОХОЖ сейчас на сарай. Улавливаете разницу? А Вашу историю пока реставрировать еще нет смысла, Ваша жизнь, вроде, еще не представляет исторической ценности.))))))

Ответить

Он не похож, а стал сараем. И сохранять сарай я смысла не вижу. Дом, представленный в посте - пожалуйста, он хоть что-то из себя представляет, а тот сарай - зачем?
з.ы. кстати, каждая человеческая жизнь имеет историческую ценность. Хотя, конечно, я не требую называть дом моим именем. Зачем.

Ответить

chur

глупинькая)
его отреставрируют, и он не будет похож на сарай)

Ответить

        со стороны

У вас тоже есть шанс попасть в историю))
Прославьтесь еще чем-нибудь, кроме требований "снести сортиры" - может, и ваше место жительства потом будут защищать, да еще доску мемориальную прибъют "Здесь жила Катя..."

Ответить

putnik-ost

Дело не в фанатизме. У города есть, пока еще, есть, свой собственный облик. Уникальный облик, другого подобного нет. Есть потрясающие улочки, в наиболее старой его части, у Белого озера, на Воскресенской горе, на Кирпичиках. Новые дома надо строить, это очевидно. Но должна быть квалифицированная архитректурная экспертиза проэкта. Старую Москву уничтожили безвозвратно, остались только картины и фото. В Томске уничтожили Старый рынок и воздвигли Белый Дом, огромный силикатный кирпич. Жаль если уничтожат историческую среду города. Жаль.

Ответить

ну честно скажу - мне не хотелось бы жить в городе, историческим обликом которого будут являться дома как на Крылова (вот вы даже сами туда сходите и поглядите на этот сарай покосивн=шийся) и бараки, как на Урожайной (между прочим Урожайная тоже отражает исторический облик, показывает, как люди жили в СССР:)))))) )

Ответить

chur

мда... похоже всё запущеннее

Ответить

а в каком городе Вы хотели бы жить?

Ответить

В общем, зря только деньги переводите. И где все те крикуны, которые часы патриарха считают помехой строительству детских садов? Вот они, те, кто ворует обчественные деньги на свои нужды - вот кого нужно обсуждать и клеймить:) Но нет, на это ни у кого духу не хватит, проще же обсуждать стоимость трусов первых лиц государства:)

Ответить

        со стороны

Да, и правда, как все запущено))
Научилась девочка по клавишам тыкать, а думать,прежде,чем писать - нет. Да и с чтением проблемы. Ни пост толком не прочитала, ни комменты...Детский сад))
Подрастет - поумнеет?
Навряд ли...

Ответить

Ну чего вы хотите от человека, у которого вместо фотографии - рисунок школьницы с бантиком? Это ведь значит, что осознает она себя до сих пор ребенком. В 21 год девушка еще не выскочила из школьного сознания, взрослеть не торопится.
Объяснять здесь что-либо - напрасный труд. Зачем метать бисер...

Ответить

а я в числе тех, кто участвует в проектных работах по этому дому. видела другую улицу с уродцами-краснокирпичниками. спксибо паршутам-колям и иже с ними

Ответить

chur

ну ничего так себе))) и она молчала!
(даже возмущён)
а фотографии чердака есть?

Ответить

chur

сегодня утром начались восстановительные работы на Вершинина, 12 и на Красноармейской, 67/1.
Ну с Богом..

Ответить

Ага, с Богом)) И еще с Натальей Александровной))

Ответить

а я в числе тех, кто участвует в проектных работах по этому дому. видела другую улицу с уродцами-краснокирпичниками. спксибо паршутам-колям и иже с ними

Ответить

Что забавно - когда чуру и его гномам нечего сказать по теме, нечем аргументировать свою позицию, кроме "ну это же историческое наследиееее", они сразу начинают прибегать к банальным приемам типа: назвать оппонента глупым, малолетним и так далее и тому подобное.
В принципе я тоже так могу, но не хочу. А позиция горожан меня все больше удивляет: обсуждать стоимость трусов патриарха, которая никоим образом не влияет на бюджет города и игнорировать растраты на восстановление сараев.

Ответить

chur

не глупым, а глупеньким)
это разные вещи)

Ответить

слушай, тебе 36 лет, а ты все еще балуешься тупыми провокациями, которые видны насквозь? Тебе самому не стыдно. Мало того что деньги у народа воруешь, еще и чушь всякую пишешь - историческое наследие, блаблабла...так и скажи - нищий, ничего не умею и делать не хочу, хочу денег - вот и занимаюсь выкачиванием их. А способ выбрал вот такой.

Ответить

chur

Милая девочка)
Возиться тут с вами и что-то разжёвывать никто не будет. Хотите что-то понять - учитесь. Не хотите - ваши проблемы. Таких дур сейчас полно - все скроены по одной кройке и все мнят себя исключительными и ужас какими "независимымо мыслящими". Всех не воспитаешь - да и нафиг? Если человек решил быть быдлом - значит таков его выбор. Но запомни, девочка - делая этот выбор, нужно отдавать себе отчёт, что и отношение к тебе будет... соответствующее. В лучшем случае - глумливое.
Вот и всё, никаких "тупых провокаций")

Ответить

ооо...вот мы и подошли к главному блюду - оскорблениям:)Вы - воришка, я - быдло, отлично:)

Ответить

        Знаток эпохи

Да, докукарекалась птичка...Ну что ж, может, и грубо о ней chur сказал, да верно. Только мало.
Эта козявка публично оклеветала известного в городе человека. За такое нужно или в суд, или бить по физиономии.

Ответить

chur

да она, по-моему, сама не очень хорошо понимает, что несёт.
что с неё возьмёшь, с канарейки...

Ответить

Спасибо автору поста. За саму тему, за интересный материал.
За неравнодушие к судьбе нашего Томска.За упорство и веру. И за терпение)) Я поражаюсь вашему терпению и самоотверженности.
Желаю побольше союзников в вашем нелегком деле.

Ответить


Да оставьте вы ее. Барышне заняться нечем,вот и воет на луну.
А может, лавры Моськи покоя не дают))

Ответить

Сохранять деревянное наследие, конечно нужно, но считать или нет "реставрацией" , то что сотворили с домом на углу Кирова-Красноармейской - спорный вопрос...

Ответить

chur

Да нет тут спорного.
Бетонный муляж на углу Кирова и Красноармейской никаким образом реставрацией называться не может.
...
Иногда подобное строительство допустимо в порядке так называемой "компенсационной застройки". Но не на месте таких знаковых, известных объектов, которым был снесённый дом на углу Красноармейской и Кирова.
И называть их нужно соответствующим образом - это новое строительство в традиционных габаритах. К реставрации не имеет никакого отношения.

Ответить

Этот дом своеобразная -подделка под старину- с таким же успехом его можно было воздвигнуть в любом конце города ; хотя может всё и к лучшему, пусть хоть в таком виде останется для потомков.

Ответить

chur

памятник памятнику...

Ответить

В свое время застройщик - что-то объяснял по поводу дома на углу Красноармейской/Кирова. Это было достаточно давно и всех деталей я не помню, но то, что в доме собирались сделать детское кафе - отразилось на выборе многих материалов для постройки не лучшим образом. Со всякими публичными детскими заведениями целая паранойя по части горючести материалов. Если следовать всем требованиям пожарных, то для детей можно стоить только ж/б бункеры, которые точно не горят :)
Со Стасом в какой-то мере согласна - хорошо хоть подделку поставили, потому что далее стоит памятник г-ну Тютрину, причем самое жуткое - это те кирпичные руины, что стоят подальше от Кирова - их никто не достраивает и не сносит... Так что когда смотришь на "памятник памятнику", то сразу для сравнения глаз упирается в тютринские руины и понимаешь, что есть вещи похуже, чем подобный новодел.

Ответить


Артём

Автор, у Вас отличные посты! +++

Ответить

Феномен интернета. Жажда спора. Хотя я лишь немного уточнил и дополнил термины, не споря ни с кем. Спасибо автору поста за неравнодушный интерес к архитектурному наследию. Познать его истинное значение можно лишь, познав историю искусства и архитектуры. Как, впрочем, понимание всего, что окружает нас, требует обширных и глубоких знаний.
Я профи и мне легче в этом плане, хотя, в свое время, на это ушли годы. К сожалению, формат форума не позволяет высказывать свою точку зрения, тем более, делиться знаниями в приемлемом объеме. А перечитывать, громадное количество коротких сообщений, просто нет времени.
Могу лишь поддержать стремление к познанию.

Ответить

chur

Ну я ведь уже повинился - шумно здесь. Нас ведь долбят со всех сторн, и, к сожалению, не только в интернете. Поневоле встаёшь в защитную стойку от любого замечания, в том числе и по делу)
Ещё раз спасибо за уточнения.
А вот делится своими знаниями в полном или хоть усечённом объёме всё-таки нужно. Я уже писал, что одна из причин того, что происходит сегодня в Томске с культурным наследием, - совершенная невовлечённость этих знаний в жизнь, в политику, в частности - в градостроительную политику.
Может, подумаем, как можно изменить ситуацию на этом фронте?

Ответить

Феномен интернета - это, скорее, не жажда спора, а возможность высказать свою точку зрения.Чем и притягивают форумы))
Мне лично очень приятно, что несмотря на переругивания
не по делу(от чего не избавлен ни один пост)), в обсуждениях тем Никиты появляются высказывания таких профи, как Вы))

Ответить

Такой хороший дом я так долго его искала прям всплеск эмоций

Ответить

Хотелось бы узнать о судьбе домов по ул.Дзержинского 6 и 6а.Складывается впечатление,что о них совсем забыли.Кто-нибудь располагает информацией о планах по этим домам?

Ответить

chur

Жители одного из этих домов сделали большую ошибку, отказавшись от ремонта в прошлом году. Потом было написано письмо с просьбой востановить эти дома в плане реставрационных работ, жителям пошли навстречу и дома предполагалось отремонтировать в этом году. Но кризис и сокращение финансирования смешал все карты.
Тем не менее, перспектива ремонта Дзержинского, 6 и 6а сохраняется. Улица Дзержинского частично реставрирована, эти здания рано или поздно начнут приводить в порядок. А когда это произойдёт во многом зависит от жителей от их желания и способности встроиться в прграмму сохранения культурного наследия Томска.
ps
Я редко заглядываю в старые посты. Если Вы захотите со мной связаться, пишите на мыло chur72@mail.ru или на форум областной думы http://duma.tomsk.ru/forums/?fid=73791

Ответить

я видел этот дом
я знаю этот дом
я чертил этот дом
я обмерял этот дом.
я - арх )

Ответить

 
Комментарии 1—100   из   102 следующие
Комментарии: 1 | 2
 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.